Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении предусмотрено проведение ГИА в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития, в том числе продолжительность экзамена увеличивается на 1,5 часа.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов ГИА проводится в форме государственного выпускного экзамена (далее — ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов. ГИА по отдельным предметам по их желанию проводится в форме ОГЭ.

При подаче заявления для участия в ГИА:

  • обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды предъявляют оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
  • обучающиеся с ОВЗ предъявляют копию рекомендаций центральной психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ЦПМПК).
  • обучающиеся по специальным (коррекционным) образовательным программам предъявляют копию рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
  • с ограниченными возможностями здоровья: с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, после кохлеарной имплантации), с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра;
  • дети-инвалиды и инвалиды (в том случае, если им требуется оборудование пункта проведения экзамена с учетом их индивидуальных особенностей);
  • обучающиеся по медицинским показаниям на дому;
  • обучающиеся по медицинским показаниям в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Обращаем ваше внимание, что согласно п.42 Порядка проведения ГИА, во время экзамена на рабочем столе участника экзамена при необходимости могут находиться лекарства. Необходимость наличия лекарственных препаратов подтверждается справкой лечащего врача и не требует заключения ЦПМПК

Порядок обращения в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию для получения рекомендаций по проведению государственной итоговой аттестации

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Санкт-Петербурга (ЦПМПК) действует при Государственном бюджетном учреждении Региональном центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Санкт-Петербурга (ГБУ ЦДК Санкт-Петербурга).

ЦПМПК создана Комитетом по образованию в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проживающих на территории Санкт-Петербурга, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее – обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее выданных рекомендаций.

ЦПМПК устанавливает наличие ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ) и потребность в создании специальных условий обучения и воспитания. Согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Одним из направлений деятельности ЦПМПК является выработка рекомендаций по проведению государственной итоговой аттестации (ГИА) для обучающихся с ОВЗ, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования (9 кл.) и среднего общего образования (11 кл.), с учетом их индивидуальных особенностей.

Согласно п. 34 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2013 г. N 1394 (далее по тексту — Порядка проведения ГИА-9), и п. 37 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1400 (далее по тексту — Порядка проведения ГИА-11), для обучающихся, выпускников прошлых лет с ОВЗ, обучающихся, выпускников прошлых лет детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, проведение ГИА организуется в условиях, учитывающих состояние их здоровья и особенности психофизического развития.

В ЦПМПК могут обратиться:

Обучающиеся в образовательных организациях по образовательным программам основного общего и среднего общего образования Выпускники прошлых лет, обучавшиеся в общеобразовательных организациях по образовательным программам среднего общего образования
имеющие:

  • нарушение слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, после кохлеарной имплантации);
  • нарушения зрения (слепые, слабовидящие);
  • тяжелые нарушения речи;
  • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • задержку психического развития;
  • расстройства аутистического спектра и др.;
  • дети-инвалиды и инвалиды обращаются в ЦПМПК только в том случае, если они нуждаются в проведении экзаменов на дому по медицинским показаниям и/ или если им дополнительно требуется установить наличие ОВЗ. Если этого не требуется, обучающимся/ выпускникам прошлых лет детям-инвалидам и инвалидам при подаче по месту учебы/ в пункты регистрации выпускников прошлых лет заявления с указанием выбранных учебных предметов и форм проведения ГИА достаточно предъявить оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
  • обучающиеся по медицинским показаниям на дому, если они нуждаются в проведении экзаменов на дому;
  • имеющие медицинские показания для обучения на дому, если они нуждаются в проведении экзаменов на дому.
  • обучающиеся по медицинским показаниям в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

В территориальные психолого-медико-педагогические комиссии (ТПМПК) обращаются обучающиеся по адаптированным образовательным программам.

Обращаем Ваше внимание, что согласно п. 42 Порядка проведения ГИА-9 и п. 45 Порядка проведения ГИА-11, во время экзамена на рабочем столе участника экзамена при необходимости могут находиться лекарства и питание. Необходимость наличия лекарственных препаратов и лечебного питания подтверждается справкой лечащего врача. Заключение ЦПМПК для этого не требуется.

Порядок прохождения ЦПМПК для получения рекомендаций по проведению ГИА

  1. Предоставление необходимых документов
  2. Прохождение участником ГИА обследования в ЦПМПК
  3. Получение копии заключения ЦПМПК

1. Предоставление необходимых документов

Прием документов осуществляется в кабинете №209 по понедельникам с 09:30 до 20:00 (технические перерывы: с 11:45 до 12:00, с 14:45 до 15:15, с 17:45 до 18:00).

Телефон для справок: 764-57-56 (звонить только в день приема документов!)

Телефон регистратуры: 314-13-12

Адрес ГБУ ЦДК: г. Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 46, лит. А.

Официальный сайт ГБУ ЦДК: www.gmpmpk.ru

Электронная почта ГБУ ЦДК: gmpmpkspb@mail.ru

Документы несовершеннолетнего участника ГИА представляют его родители (законные представители). Иные лица (родственники, представители образовательных организаций и т. п.) могут действовать только при предъявлении документов, подтверждающих их полномочия по представлению интересов участника ГИА.  Присутствие участника ГИА при подаче документов не является обязательным. Совершеннолетние участники ГИА представляют документы и заполняют все необходимые бланки самостоятельно (родители могут присутствовать при подаче документов и проведении обследования).

Ответственность за предоставление полного пакета корректных документов лежит на родителе (законном представителе). В случае если на ЦПМПК будет представлен неполный комплект документов или документы будут некорректно оформлены, в обследовании ребенка на комиссии может быть отказано.

Убедительная просьба при подаче документов иметь все необходимые копии!

Перечень документов, необходимых для работы ЦПМПК

№ п/п Наименование документа Примечание
Документы, обязательно предоставляемые участниками ГИА всех категорий
1 Заявление — на бланке ГБУ ЦДК. Бланки выдаются при подаче документов. При скачивании бланков и заполнении их дома необходимо указывать дату фактической подачи документов.
2 Согласие на обработку персональных данныхна бланке ГБУ ЦДК.
3 Паспорт участника ГИА и его копия. Копия страниц 2-3 и данных о регистрации.
4 Паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность) законного представителя. При подаче документов, сопровождении ребенка на обследование и получении копии заключения на заседании ЦПМПК законным представителям необходимо иметь при себе паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность). Копия не требуется.
5 Документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов участника ГИА, и его копия. Для родителей – свидетельство о рождении ребенка; для опекунов – документ, подтверждающий установление опеки.
6 Справка из образовательной организации (ОО), подтверждающая факт обучения. Для выпускников прошлых лет – аттестат об образовании и его копия. Справка должна быть выдана в текущем учебном году, подписана директором, с печатью ОО.
7 Характеристика  обучающегося, выданная ОО. Следует указать цель составления документа, дату его оформления (должна быть выдана в текущем учебном году). Характеристика должна быть подписана директором, с печатью ОО. См. рекомендуемую схему.
8 Письменные работы (тетради) обучающегося по русскому языку, математике за текущий учебный год.  Целесообразно предоставление рабочих тетрадей: для выполнения домашней работы, для контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений). Тетради предоставляются с целью проведения специалистами детализированного изучения результатов учебной деятельности ребенка.
9 Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей из медицинской организации по месту жительства (регистрации).  Оформляется на официальном бланке медицинской организации, заполняется лечащим врачом или заведующим отделением, заверяется подписью главного врача (уполномоченного лица) и печатью медицинской организации. Каждая подпись заверяется личной печатью врача-специалиста. В выписке указывается дата ее оформления (должна быть выдана в текущем учебном году). Желательно также указать шифр заболеваний по МКБ-10. Шифр заболевания по МКБ-10 или полный диагноз указывается с письменного согласия родителей (законных представителей).
10 Медицинская амбулаторная карта из поликлиники по месту жительства Предоставляется для ознакомления.
Документы, обязательно предоставляемые участниками ГИА отдельных категорий
11 Заключения врачей-специалистов, наблюдающих ребенка (по основному заболеванию), с указанием рекомендаций на время проведения экзамена (необходимость проведения каких-либо медико-профилактических мероприятий и процедур, приема лекарственных препаратов, лечебного питания и т.п.) — для участников ГИА указанных категорий: См. примечание к п. 9.
с нарушением слуха Заключение  отоларинголога / сурдолога с указанием степени снижения слуха (аудиограмма с расшифровкой).
с нарушениями зрения Заключение офтальмолога (с указанием остроты зрения).
с нарушениями опорно-двигательного аппарата Заключение ортопеда или невролога (помимо диагноза необходима информация о способности самостоятельного передвижения, самообслуживания, письма, об использовании при передвижении коляски, костылей, наличии корсета, ортопедической обуви, о запрете или ограничении пребывания в каком-либо положении и т.п.).
наблюдающимся у врачей-специалистов в связи с соматическим, неврологическим или др. заболеванием Заключение врача-специалиста по основному заболеванию (кардиолога/ эндокринолога/ невролога и т. п.).
12 Выписки из больниц, заключения об обследованиях и другие медицинские документы и их копии. При наличии. Предоставляются медицинские документы по основному заболеванию за последний календарный год.
13 Заверенная директором ОО копия приказа об организации индивидуального обучения на дому. Предоставляют обучающиеся на дому по медицинским показаниям.
14 Заключение медицинской организации о том, что ребенок нуждается в обучении на дому по медицинским показаниям, и его копия или заверенная директором ОО копия. Предоставляют обучающиеся на дому по медицинским показаниям (при наличии).

Данный документ также называют «справка/ заключение ВК (врачебной комиссии)».

15 Медицинские сведения от психиатра из районного детского психоневрологического диспансерного отделения (ПНДО) СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С. С. Мнухина» или районного психоневрологического диспансера (для совершеннолетних). Предоставляются в следующих случаях:

  1. участник ГИА наблюдается психиатром;
  2. участник ГИА испытывает выраженные трудности в усвоении программы обучения.
16 Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида/ инвалида (ИПР/ ИПРА) и их копии. Предоставляют дети-инвалиды/ инвалиды.
17 Результаты предыдущих обследований ребенка в ПМПК заключение ПМПК (либо заверенная в установленном порядке копия) и его копия. Предоставляют обучающиеся, которые ранее проходили обследование в ПМПК (ТПМПК или ЦПМПК).
18 Справка об обучении по адаптированной образовательной программе/ специальной (коррекционной) программе. Предоставляют участники ГИА, которые до перехода на образовательную программу основного общего или среднего общего образования обучались по какой-либо адаптированной образовательной программе/ специальной (коррекционной) программе. На справке должны быть указаны: название данной программы, период обучения, дата выдачи, подпись директора, печать ОО.

При необходимости ЦПМПК может запросить у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке (Согласно п. 2.2 «Положения о порядке работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Санкт-Петербурга», утвержденного Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга 2 ноября 2016 г. N 3093-р «Об организации работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Санкт-Петербурга», ЦПМПК имеет право запрашивать у исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности).

2. Прохождение участником ГИА обследования в ЦПМПК

Информирование участников ГИА / их родителей (законных представителей) о дате, времени, месте и порядке проведения обследования осуществляется ЦПМПК в 5-дневный срок с момента подачи документов.

В состав ЦПМПК входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог и др. специалисты. Обследование участников ГИА проводится каждым специалистом ЦПМПК индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов ЦПМПК, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются руководителем ЦПМПК исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей участников ГИА. При решении ЦПМПК о дополнительном обследовании оно проводится в другой день.

При необходимости ЦПМПК также может направить участников ГИА на обследование в учреждения здравоохранения.

3. Получение копии заключения ЦПМПК

Вышеперечисленные документы и результаты обследования представляются на заседание ЦПМПК. Заседания ЦПМПК проводятся не реже 1 раза в неделю.

Присутствие участника ГИА на заседании ЦПМПК является обязательным!

На заседании ЦПМПК при себе необходимо иметь паспорта, медицинскую амбулаторную карту ребенка из поликлиники по месту жительства, письменные работы (тетради) обучающегося по русскому языку и математике, а также другие документы по требованию. При желании можно предоставить результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (рисунки и т. п.).

Заключение ЦПМПК с рекомендациями оформляется на заседании ЦПМПК. Копия заключения ЦПМПК выдается под роспись.

Убедительная просьба внимательно проверять данные участника ГИА, указанные в заключении (Ф. И. О., дата рождения, адрес регистрации и проживания).

Участник ГИА предоставляет копию заключения ЦПМПК в образовательную организацию, в которой он обучается, при подаче заявления на прохождение ГИА.