Операция «Искра»

История прорыва блокады Ленинграда

Широко развернувшееся в начале января 1943 года наступление советских войск на юге лишило немецкое командование возможности усиливать свои войска на других участках фронта, в частности под Ленинградом.

Это облегчило проведение наступательной операции для прорыва блокады Ленинграда. Население и войска продолжали работать и оборонять город в сложнейшей обстановке. Советское командование запланировало проведение операции по прорыву блокады Ленинграда в два этапа. Операция получила название «Искра».

Ленинградскому и Волховскому фронтам была поставлена задача прорвать вражескую оборону южнее Ладожского озера, ликвидировать шлиссельбургско-синявинский выступ противника и обеспечить сообщение с Ленинградом по суше.

Командующий Ленинградским фронтом генерал Л. А. Говоров для прорыва обороны противника создал ударную группировку в составе 67-й армии. Командующий войсками Волховского фронта генерал К. А. Мерецков организовал ударную группировку в составе 2-й ударной армии. Численное превосходство над противником было создано: по пехоте — в 4,5 раза, по артиллерии — в 6 раз, по танкам — в 10 раз, по самолетам — в 2 раза. В течение декабря и первой декады января в войсках Ленинградского и Волховского фронтов развернулась всесторонняя подготовка к боевым действиям. Координацией действий двух фронтов руководили Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов и генерал армии Г.К. Жуков.

12 января ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Сводная группа бомбардировщиков Волховского фронта подвергла массированным ударам огневые позиции артиллерии и пункты управления противника в полосе прорыва. Одновременно группа авиации Балтийского флота нанесла удар по аэродромам и железнодорожным узлам в тылу 18-й немецкой армии.

Соединения первого эшелона 67-й армии Ленинградского фронта, форсировав Неву по льду, сломили сопротивление гитлеровцев между 2-м городком и Шлиссельбургом, и к концу дня 268-я и 136-я стрелковые дивизии прорвали первую полосу обороны противника и продвинулись на глубину до 3 км. 45-я гвардейская стрелковая дивизия, наступавшая с плацдарма в районе Московской Дубровки, вперед не прошла. Не удалось форсировать Неву 82-й стрелковой дивизии. В первый день наступления частям 136-й и 268-й дивизий удалось захватить на левом берегу Невы плацдарм шириной до 6 км и глубиной 3 км, были заняты Марьино и Пыльная Мельница. Соединения и части 2-й ударной армии Волховского фронта 12 января перешли в наступление на фронте от Липки до Гайтолово. К исходу дня только 327-я стрелковая дивизия, прорвав оборону противника, продвинулась на 2–3 км.

План первого дня операции «Искра» выполнен не был. Система укреплений, созданная противником за 15 месяцев пребывания между Мгой и Ладожским озером, оказалась более прочной, чем предполагалось.

Оборона противника была насыщена огневыми средствами. В среднем на каждый километр фронта приходилось по 20–25 огневых точек, каждая из которых имела один-два пулемета или малокалиберную пушку. Вдоль берега Невы, где каждое строение было приспособлено к ведению огня, количество огневых точек доходило до 30–40 на 1 км фронта.

Наиболее плотными боевые порядки противника были на шлиссельбургско-синявинском выступе, представлявшем собой один из важнейших участков кольца вражеской блокады Ленинграда. Стоявшие здесь дивизии занимали участки 8–12 км по фронту. Местность в районе мгинско-синявинского выступа создавала выгодные условия для организации обороны противника.

В период с 13 по 18 января шли ожесточенные бои по всей линии боевого соприкосновения. Решающие события произошли 18 января.

136-я стрелковая дивизия с 61-й танковой бригадой 67-й армии ворвались в Рабочий поселок № 5 и в 12 часов дня соединились с частями 18-й стрелковой дивизии. В районе Рабочего поселка № 1 произошла встреча 123-й стрелковой бригады 67-й армии и 372-й стрелковой дивизии 2-й ударной армии.

Во второй половине того же дня части 86-й дивизии под командованием полковника Трубачева очистили от противника Шлиссельбург, а в 18 часов 40 минут подразделения 284-го стрелкового полка 86-й дивизии, продвигаясь вдоль ладожских каналов на восток, соединились с бойцами 128-й дивизии Волховского фронта.

18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана! Образовался приладожский коридор прорыва шириной от 8 до 13 км. Конечно, достигнутые на 18 января (конец первой фазы операции «Искра») результаты были далеки от задач, поставленных директивой Ставки от 8 декабря, но они позволили по-новому организовать жизнь города.

Уже вечером 18 января Государственный Комитет Обороны постановил прекратить сооружение свайной ледовой железнодорожной линии через Ладожское озеро, которое осуществлялось с конца ноября 1942 г., и направить все силы и средства на строительство новой железнодорожной линии Поляны — Шлиссельбург и моста через Неву у Шлиссельбурга. Строительство этой новой линии длиной 33 км и железнодорожного моста в 1300 м через Неву было осуществлено в рекордно короткие сроки — за 15 и 11 суток соответственно, под артиллерийским и авиационным огнем противника.

Утром 7 февраля 1943 года на Финляндский вокзал пришел первый поезд с гуманитарным грузом.

Николай Пыльцын
заместитель директора музея «Невская застава»
по научно-просветительской деятельности