Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. - Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Нормативно-правовая база | ||
1 | Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО | (Подробнее) |
2 | Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности. | (Подробнее) |
3 | Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. | (Подробнее) |
4 | Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности | (Подробнее) |
5 | Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.10.2023 № 03-1706 «О направлении дополнительной информации по мероприятиям функциональной грамотности» | (Подробнее) |
6 | Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.10.2023 № 1358-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2023/2024 учебный год» | (Подробнее) |
7 | Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 03-12-1348/23-1-1 от 19.10.2023 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» | (Подробнее) |
8 | План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, находящихся в ведении администрации Невского района Санкт-Петербурга, на 2023-2024 учебный год | (Подробнее) |
9 | План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ школа 345, на 2023/2024 учебный год» | (Подробнее) |
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
- https://fg.resh.edu.ru/
- https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Читательская грамотность
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественно-научная грамотность
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Материалы по функциональной грамотности
Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (Академия Минпросвещения России)
Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022
Чему учат в школе? Зачем и как формировать функциональную грамотность школьников (презентация СПБ АППО, Глаголева Юлия Игоревна, к.п.н., проректор по методической работе СПб АППО, Муштавинская Ирина Валентиновна, к.п.н., заведующий кафедрой начального, основного и среднего общего образования СПб АППО.
В соответствии с Графиком оценочных процедур ГБОУ школы № 345 на 2023/2024 учебный год, обучающиеся ГБОУ школы № 345 участвовуют в мониторинговых исследованиях качества образования по всем видам функциональной грамотности посредством единого банка заданий на платформе РЭШ.
Финансовая грамотность
Финансовая грамотность – это совокупность знаний об устройстве рынка денег, товаров и услуг, а также умение правильно распоряжаться денежными средствами, вкладывать их для получения дополнительного дохода и улучшения качества жизни.
Документы по финансовой грамотности
План мероприятий по повышению финансовой грамотности ГБОУ школы №345 на 2022-2023 учебный год
Мероприятия по финансовой грамотности
«Онлайн уроки финансовой грамотности»
Проект «Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников» помогает старшеклассникам из любой точки России получить равный доступ к финансовым знаниям, предоставляет возможность «живого» общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений.
Эксперты рассказывают школьникам о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг.
Чтобы люди могли свободнее ориентироваться в мире финансов и выбирать именно те услуги, которые им нужны, а также не попадаться на удочку недобросовестных продавцов, Банк России ведет работу по финансовому просвещению и повышению финансовой грамотности. Регулятор участвует в разработке образовательных программ для школ и вузов, проводит мероприятия и онлайн-семинары, готовит информационные материалы для СМИ.
Для преподавателей создан специальный раздел сайта «Финансовая культура», в котором можно найти специальные методические и обучающие материалы. Для специалистов по финансовой грамотности и волонтеров есть также специальные группы в «ВКонтакте» и «Одноклассниках»
Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности
Проект твой бюджет в школах Санкт‑Петербурга
Материалы по финансовой грамотности